Главная Формирование поведения.
Формирование поведения.  

Межвидовая социальная связь между людьми и собаками определяется импритингом у
щенков в критический период социализации,с 4 по 6 неделю развития.Создавая определённую
среду для развития щенка,сложно формировать и обуславливать поведение взрослой собаки
таким образом,чтобы она проявляла врождённое внутривидовое социальное поведение к особям
другого вида.

У собак социальная привязанность начинает формироваться после того,как у щенка открываются
глаза - на 13-й день жизни.Появление сенсорных функций необхдимо для установления социальных
отношений.К возрасту 16 недель возможности социализации резко сокращаются или даже исчезают.
Если щенок до этого не видел особей другого вида (людей),он будет бояться их.В возрасте 16 недель
способность к социализированному обучению утрачивается,после чего собака лишь в очень слабой
степени может развить или изменить свои социальные навыки и должна быть готова к вступлению в
жизнь.Некоторого результата,путём интенсивной тренировки ,достигнуть удаётся,но полностью страх не
исчезнет никогда.Существование критического периода играет значительную роль во взаимоотношениях
людей с собаками.К сожалению,это зачастую недооценивается даже дрессировщиком,чья задача как
раз в том,чтобы сформировать поведение животного для его использования в определённых целях.
Например,распространёно мнение,что социальное поведение в стае волков заложено генетически.
На основании этог дрессировщики собак полагают,что если собаки произошли от волков,то понимают
волчье стайное поведение и будут воспринимать дрессировщика как доминантную особь - "вожака".Стайное
поведение,как и любое другое,определяется не только и не столько генами.Оно формируется в результате
освоения животным поведения в критический период.Стайное поведение у волков - лишь одна из многих
социальных возможностей.Если у собаки не сформированно стайное социальное поведение в критический
период,нет смысла пытаться изображать главенство в стае после того,как возмжности социальной адаптации
исчерпаны.Стайное поведение гораздо сложнее,чем просто иерархия социального положения .Он
устанавливается через общение с сородичами в раннем возрасте.Дрессировщик,который берёт на
себя роль вожака стаи и пытается,к примеру,с рычанием повалить собаку на спину,лишь запугивает её.
Собака воспринимает такое поведение дрессировщика вовсе не как побуждение к обучению.Напротив,страх
и принуждение отвлекают её от учёбы,переориентируя её на социальное взаимоотношение.Доминантный
волк учит члена стаи соблюдать иерархию,а не выполнять какие-то команды.Однак аналогия с волчьей
стаей никогда не используется в дрессировке.

Критический период для социального развития имеет огромное значение.К концу критического периода в
мозге собаки происходят процессы,в результате которых собака утрачивает способность к приобретению
новых социальных навыков,а уже усвоенный тип поведения никогда не забывается.Люди,обольщаясь
своими знаниями о воспитании и обучении,порой питаю иллюзию,что могут научить собаку вести себя
по-другому.Но это невозможно.

Важно ещё подчеркнуть следующее.Мозг растёт так же,как ноги или любая другая часть тела.Ноги не
просто могут ходить,они должны ходить для того,чтобы их рост пртекал правильно.Ноги,которые не ходят
в процессе роста (критического периода),слабевают и становятся нефункциональными.То же самое и с
мозгом.Мозг развивается в двух аспектах: он увеличивается в размерах и изменяется структурно.На
сколько вырастет мозг собаки и каким образом изменяется его структура,зависят от факторов
среды,которые влияют на него в первые 16 недель жизни.Щенок,который рос в бедной стимулами среде
(например,в темноте) имеет меньшие размеры мозга.У него столько же нервных клеток,как в норме,но
далеко не все они связаны между собой.Функции других органов чувств также начинают развиваться в
критический период.Этолог Эд Бейли отмечает важность импритинга обонятельных впечатлений для
установления связи со щенком.н рекмендует будущему владельцу выбрать в помёте щенка в
возрасте 5 недель и дать ему возможность запомнить свой запах.

Развитие растущего мозга - ответ на поток огромнго множества событий,которые внутрене (генетически) и
внешне (путём обучения) обусловлены.Понимание процессов роста мозга позволяет разрешить
противопоставление врожденное-прибретённое.То,что дано от природы,и то,что получено путём обучения,
не существует по отдельности,но всегда вместе

Выращивание щенков,даже если они будут просто домашними любимцами,требует внимания к деталям.
При прибретении щенка выясните,какова была его первоначальная среда; плохо,если на протяжении 8 недель
щенок жил в клетке или вольере (конуре),где его окружали только мать и днопомётники.Так же подумайте
том,что если каждый день,уходя на работу,хозяевам приходилсь запирать щенка одного дома,то получится
собака с малоразвитым мозгом без достаточного набора связей,необходимых для общения с человеком.


Вопросы воспитания собаки

Hosted by uCoz